Лики Смерти.
По словам классиков, Смерть- неотъемлемая часть жизни. Её изнанка, «двигатель прогресса», неизбежность, которую, всё-таки каждый старается отодвинуть как можно дальше. Да и странно было бы, если б было по-другому. В фантастической и, особенно, фэнтезийной литературе исключительность расы человеческой объясняется именно краткостью её жизни. Кто лучшие бойцы в литературе? Кто способен на наиболее разрушительную и изощрённую магию? Кто любит так, словно завтрашнего дня может и не быть, спеша получить от жизни максимум? Люди. Пусть не в каждом произведении именно они эти «самые-самые», но как правило, без людей не обходится ни одно мало-мальски важное мероприятие. Конечно, это вам не эльфы которые живут по тысяче, ато и несколько тысяч лет, и поэтому им надоели до чёртиков всяческие войны, интриги и магия. Верный лук и камуфляж- вот что мило сердцу эльфа, а остальное- преходяще. Гномы, пожалуй, единственная раса, которая любит драться больше чем люди (опять-таки, потому что люди более хрупкие, они знают, что если им кувалдой по голове влупят- то скорее всего это будет очень больно, а может даже смертельно). Поэтому люди и не стараются лезть в драки всегда. По возможности, они пытаются использовать дипломатию, а если уж не получается, то в крайнем случае, магию. Причём, сильную и разрушительную. Столетиями люди представляли свою встречу со Смертью. И каждый раз образ её совершенно отличается от другого.
Самым распространённым образом во всех странах наверное является образ скелета, закутанного в чёрный плащ и вооружённого косой. Почему-то априори считается, что это женщина. Она безжалостна, подходит незаметно и рубит без промаха. Этот средневековый образ, связанный с эпидемиями чумы, когда целые города гибли, словно скошенные колосья, возможно, самый страшный в истории человечества. На основе его был создан знаменитый хелоуинский костюм убийцы из фильма «Крик». В этом фильме страшен даже не сам костюм, сколько живое воплощение смерти, скрывающееся под ним…
В романе Алексея Пехова «Вьюга теней» Смерть представлена девушкой, сидящей на троне, сложенном из человеческих костей, в белом льняном платье без рукавов. Лицо её скрыто под полумаской-черепом. Пышные светлые волосы рассыпаны по обнажённым плечам, а в руках у неё- букет нарциссов. Она умеет ждать и никогда не спешит, ведь в конечном итоге каждый будет принадлежать Ей.
В христианской религии существует понятие о Ангеле Смерти, который является тем, кто умирает, чтобы провести их души к месту суда, на котором решается, куда они отправятся дальше- в Рай или в Ад. Разные источники по-разному описывают этого ангела. Одни не делают визуальных различий между этим ангелом и другими, отвечающими за другие задания, в других же книгах он описывается одетым в чёрное. Он не является злом, наоборот, зло- оставить душу неприкаянной, в мире, где для неё уже нет места.
Персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», Абадонна, также является Ангелом Смерти. Он описан как худой человек в тёмных очках. По характеристике Воланда «Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы». Взгляд Абадонны смертелен, но он снимает очки только перед теми, кто должен умереть.
Самым интересным, на мой взгляд, является образ, созданный Анджеем Сапковским в рассказе «Меч Предназначения». «Она была босая, в простом льняном платьице. На длинных светлых волосах, свободно спадающих на плечи и спину, лежал венок, сплетенный из маргариток. - Я ничего не забираю. Я только беру за руку. Чтобы никто не был в такую минуту одинок. Один в тумане...».
Это лишь небольшая часть образов, созданных воображением и пером писателей. Одни образы пугают, другие вызывают спокойную улыбку. Неправда, что каждый человек кузнец только своей жизни. От того, какой он сделает свою жизнь будет зависеть и образ смерти, ожидающей его. В конце концов, можно умереть спокойно и даже (как бы это кощунственно ни звучало) счастливо. Страшна не сама Смерть, а наше отношение к ней. Тем не менее, спешить встретиться с ней не стоит. Ведь как она сама говорит, это случится «- Не сегодня. Когда-нибудь - да. Но не сегодня.»
|