Николай Степанович Гумилёв
ИЗ ТВЁРДОГО КАМНЯ Судьба Николая Гумилёва
Что есть прекрасная жизнь, как не реали- зация вымыслов, созданных искусством? Раз- ве не хорошо сотворить свою жизнь, как ху- дожник творит свою картину, как поэт создаёт поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твёрдого камня высекают са- мые дивные статуи?
Из письма Н. С. Гумилёва к В. Е. Аренс от 1 июля 1908 г.
В жизни и смерти Николая Степановича Гумилёва ( 1886 -- 1921 ), в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы. Роду Гумилёв был отнюдь не знатного, хотя и дворянского, -- но попробуйте-ка припомнить в русской поэзии XX века большего аристократа, большего "рыцаря" и "паладина", чем этот сын скромного корабельного врача из Кронштадта. Смолоду, как рассказывают мемуаристы и как признавался сам Гумилёв, он был очень некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован -- в это трудно поверить, настолько значительным, светящимся красотою благородством стало лицо, глядящее на нас с поздних его фотографий, настолько единодушно изумление, с каким современники и в особенности современницы вспоминают и безупречную, "гвардейскую" выправку поэта, и его подчёркнутое "джетельменство" -- весьма выразительное, иногда даже чуть-чуть смешное на фоне "пещерного" быта и "упрощённых" нравов времён военного коммунизма, террора, разрухи и голода. В гимназиях -- в том числе и в знаменитой Николаевской Царскосельской, директором которого был поэт Иннокентий Фёдорович Анненский, -- Гумилёв учился, говорят плоховато, не закончил он курса ни Сорбонны, ни Петербургского университета -- и в это тоже трудно поверить, настолько не похож на недоучку автор классических "Писем о русской поэзии", блистательный переводчик, историк и теоретик4 искусства, знаток не только европейской, но и африканской, но и восточной культур. Для него словно бы не существовало несбыточное. Ему -- так, во всяком случае, кажется -- в принципе была неведома не преступаемая обычно простыми смертными грань между мечтой и её претворением в жизнь, намереньем и поступком, сладкой романтической грезой и явью. Он увлёкся поэзией -- и ещё гимназистом выпустил первый свой стихотворный сборник. Решил повидать мир -- и не только прожил юношей два года в Парижа, что было по тем временам делом сравнительно заурядным, но ещё и тайком, в пароходном трюме, совершил своё первое путешествие в куда более загадочную и куда более опасную, чем нынче, Африку. Полюбил -- и, что было совсем не просто, добился руки Анны Андреевны Горенко, прославившейся вскоре под именем Анны Ахматовой. Включился в активную литературную деятельность -- и на руинах символизма создал новое поэтическо направление, освятил его манифестами, назвал его акмеизмом, учредил Цех Поэтов, став его признанным руководителем -- "синдиком". Откликнулся на начало первой мировой войны -- и отнюдь не только стихами: Гумилёв, едва ли не единственный из русских писателей, тут же, 24 августа 1914 года, записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? Так, что "святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь", и эти два солдатских Георгиевских креста за первые пятнадцать месяцев войны говорят о много... Легко ли ему всё это давалось? Да нет, конечно. За каждую удачу, за каждое очередное восхождение приходилось бороться, и победы, бывало, оказывались пирровыми. Так, гимназическую книжку "Путь конквистадоров" (1905) Гумилёв предпочитал не вспоминать, никогда не переиздавал её и даже опускал при счёте собственных сборников ( поэтому "Чужое небо", например, он в 1912 году назвал "третьей книгой стихов", тогда как она на самом деле была четвёртой ). Семейная жизнь с А. А. Ахматовой, как и следовало ожидать, шла трудно, а спустя небольшой срок после рождения сына -- Льва Николаевича ( нынче выдающегося историка и этнографа-ориенталиста ) вовсе разладилась. Что же касается акмеизма, Цеха Поэтов, затеянного Гумилёвым журнала "Гиперборей" и одноимённого издательства при нём, то прославленные мэтры ( от Брюсова до Блока, от Вяч. Иванова до Андрея Белого ) отнеслись к этим начинаниям с обидной снисходительностью, да и в товарищах новоявленного "синдика" -- Ахматовой и Городецком, Мандельштаме и Зенкевиче -- с самого начала не было полного согласья по принципиальным литературным вопросам. Трудно считать однозначно успешной и армейскую карьеру Гумилёва -- экзамена на офицерский чин он, во всяком случае, почему-то не выдержал и, закончив военные действмя в русском экспедиционном корпусе во Франции, вернулся на родину в 1918 году всего лишь прапорщиком... Так что "материал", о котором шла речь в письме, вынесенном нами в эпиграф, был действительно неподатлив, "камень" судьбы твёрд. Но ещё твёрже, судя по всему, была воля Николая Гумилёва, ещё неподатливее, бескомпромиснее был органически свойственный ему инстинкт жизнестроительства, мужественного преодоления -- и собственных слабостей, и внешних обстоятельств, и жизненной инерции. Неудачи и горести никогда не влекли его к бездеятельной меланхолии, характер закалялся в испытаниях: "Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт мулат", -- силы прибывания вопреки, казалось бы, всему, и не случайно столь значимы для поэта образы путешественников, бросающих вызов стихиям, а также зодчих ( "Я -- угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле..." ), скульпторов, резчиков по камню -- тех, словом, кто косную натуру превращает в перл создания. Живущих иначе Гумилёв либо жалел, либо презирал: Как в этом мире дышится легко! Скажите мне, кто жизнью недоволен, Скажите, кто вздыхает глубоко, Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придёт, я расскажу ему Про девушку с зелёными глазами, Про голубую утреннюю тьму, Пронзённую лучами и стихами.
Пусть он придёт! я должен рассказать, Я должен рассказать опять и снова, Как сладко жить, как сладко побеждать Моря и девушек, врагов и слово.
А если всё-таки он не поймёт, Мою прекрасную не примет веру И будет жаловаться в свой черед На мировую скорбь, на боль -- к барьеру!
И у Гумилёва действительно были все основания для гордости. Его личная жизнь, его биография во всём, если позволительно так выразиться, рукотворна. И стихи его -- тоже рукотворны. Но тут, впрочем, нужно объясниться.
И несколько стихов Николая Гумилёва:
СОНЕТ
Как конквистадор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвёздном Растёт туман... но я смею и жду, И верю, как всегда, в мою звезду, Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано Нам расковать последнее звено, Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
УМНЫЙ ДЬЯВОЛ
Мой старый друг, мой верный Дьявол, Пропел мне песенку одну: "Всю ночь моряк в пучине плавал, А на заре пошёл ко дну.
Кругом вставали волны-стены, Спадали, вспенивались вновь, Пред ним неслась, белее пены, Его великая любовь.
Он слышал зов, когда он плавал: "О, верь мне, я не обману"... Но помни, -- молвил умный Дьявол, -- Он на заре пошёл ко дну".
ОСНОВАТЕЛИ
Ромул и Рем взошли на гору, Холм перед ними был дик и нем. Ромул сказал: "Здесь будет город". -- "Город, как солнце", -- ответил Рем.
Ромул сказал: "Волей созвездий Мы обрели наш древний почёт". Рем отвечал: "Что было прежде, Надо забыть, глянем вперёд".
"Здесь будет цирк, -- промолвил Ромул, -- Здесь будет дом наш, открытый всем". -- "Но надо поставить ближе к дому Могильные склепы", -- ответил Рем.
Погиб Гумилёв в 1921 году, был растрелен чекистами.
|