Максим ГОРЬКИЙ ( 1868 -- 1936 )
Максим Горький оставил нам загадку личности. Его художественное значение оказалось несколько преувеличенным в начале XX века, когда популярность писателя в России неожиданно сравнялась со славой Чехова и Толстого, которых он сам считал своими учителями. Тиражи изданий Горького в начале 900-х годов были по понятиям того времени неслыханными и выражались сотнями тысяч экземпляров. Все искали его дружбы. Солидные общественные деятели и известнейшие литераторы Владимир Галактионович Короленко, Николай Константинович Михайловский, Анатолий Фёдорович Кони, Павел Николаевич Милюков, Пётр Бернгардович Струве и др. устроили в 1899 году в Петербурге банкет в честь молодого писателя из провинции. Его узнавали на улицах. Толпы людей осаждали вагоны поезда во время его путешествий. В провинциальных городах время от времени появлялись личности, подражавшие внешности и поведению Горького: это были его двойники, которых часто путали с настоящим писателем. За границей его чествовали Стефан Цвейг, Ромен Роллан, Марк Твен... Итальянские извозчики знали его в лицо и гордились тем, что из европейских стран он больше всего полюбил Италию. Когда после революции, находясь в эмиграции, Иван Бунин выступил со статьёй, где подверг ранее творчество Горького жестокой, но в чём-то спарведливой критике, его выступление вызвало сенсацию, так велико было влияние Горького в Европе. Отчего это происходило? Почему пьеса "На дне", поставленная в Московском Художественном театре Константином Сергеевичем Станиславским, пользовалась невероятным успехом, а "Чайка" Чехова, впоследствии ставшая символом этого театра, в первой постановке провалилась? Едва ли можно исчерпывающе ответь на эти вопросы. Видимо, объяснение этому найдём не только в творчестве Горького, но и в том особом положении, которое он занял в мире благодаря каким-то неординарным свойствам своей личности. С самого начала вокруг Горького возникло мощное психологическое поле, которое притягивало громадное множество людей --- и знаменитых, и никому не известных. И сами события русской жизни начала XX века, казалось, бурлили вокруг этого человека, подчиняясь его влиянию. Личность Горького не оставила равнодушными современников. Лев Толстой, этот мудрый старик, покоривший своим талантом и умом целый мир, в поздних дневниках пытался мучительно разобраться в феномене Горького. Александр Блок, великий поэт России, незадолго до смерти много и "тяжело" думал о Горьком ( признание в дневнике поэта). Евгений Замятин всерьёз считал, что в Горьком было "два человека". Дмитрий Мережковский и Корней Чуковский тоже полагали, что у Горького "две души". Историк Лев Николаевич Гумилёв предложил такое определение исторических личностей: "пассионарии". Горький был "пассионарием", то есть такой личностью, которая излучала вокруг себя мощное энергетичемкое поле, непосредственно влиявшее на судьбу мира.
Личность Горького символизирует собой целую эпоху русской и мировой жизни. А это, согласитесь, немало!
|